• slide_1.jpg
  • slide_2.jpg
  • slide_3.jpg

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО СПОРТА

Очень часто родители отдают ребенка на спортивную секцию, не задумываясь о мотивах и следствиях своего порыва. При этом желание самого ребенка учитывается далеко не всегда. Как правило, мотивацией для родителей в большинстве случаев выступают собственные нереализованные желания и возможности. Гораздо реже мотивацией является оздоровление и гармоничное развитие самого ребенка.

Что важно знать родителям, у которых ребенок занимается спортом?

Прежде всего то, что занятия спортом бывают двух видов: спортивно-оздоровительные (2-3 раза в неделю) и профессиональные (от ежедневных до 3 тренировок в день). Что профессиональные занятия отнюдь не являются оздоровительными, а скорее - наоборот. Необходимо также знать, что существует ряд видов спорта, где профессионализм начинается в младшем школьном возрасте. Сюда относятся все виды гимнастики, акробатика, фигурное катание, т.е. те виды спорта, в которых нужна гибкость, наиболее успешно развиваемая в этот период.

Родителям также необходимо иметь представления и об особенностях детской психики младшего школьного возраста. О том, что она находится в стадии формирования и основные психические процессы воля, мышление, мотивация – еще не сформированы. Младший школьный возраст – это период становления личности.

Возьмем пример: на психологический прием привели девочку 6 лет. По словам родителей, она мечтала заниматься гимнастикой с двух лет, а сейчас занимается профессионально, по 2-3 тренировки в день. По версии родителей ребенок очень переживает конкурентные отношения с другой девочкой, из-за чего не может хорошо выступать и тренироваться. Поработав с ребенком, я убедилась, что это больше мамины переживания, чем ее. За 40 мин общения девочка рассказала мне о тренере, тренировках и старших подругах, как они общаются и дружат. Единственная девочка, помянутая в конце беседы вскользь – была та самая конкурентка с лучшими результатами. К тому же вспомнила она о ней только после моей подсказки. Когда же я ввела ребенка в трансовое состояние релаксации, она мгновенно уснула. Во время релаксации она сильно вздрагивала, нервно подергивая руками и ногами, что говорило о большом психо-физическом перенапряжении. И это при том, что она еще даже не ходит в школу!

В молодости, будучи тренером по художественной гимнастике, я повела своих воспитанниц на международные соревнования, чтобы они могли посмотреть какими они должны стать. Тогда мне казалось, что важнее для них ничего быть не может. Каково же было мое изумление, когда самая талантливая в группе девочка подбежала ко мне в разгар соревнований с возгласом: «Алла Анатольевна, посмотрите, какая у меня куколка!». Важность текущего момента и куколка никак не вязались в единое целое! В тот момент у меня произошла переоценка ценностей. Я поняла, что мои ученицы обычные дети, просто у них есть дополнительная игра – гимнастика. Это я хотела сделать из них чемпионок, а они просто играли.

В этом возрасте ребенку очень важны взаимоотношения со сверстниками, поскольку он развивает коммуникативные навыки, а достижения в спорте или учебе носят для него второстепенный характер. Настойчивые требования тренера или родителей сконцентрироваться на достижении высоких результатов находятся за пределами возможностей детской психики. Необходимость оправдывать ожидания тренера и родителей, непомерные физические нагрузки, слишком высокие задачи, которые ребенок не всегда может выполнить – все это может привести к психологическим перегрузкам. Как следствие у ребенка может развиться заниженная самооценка и чувство вины, что со временем проявляется в невротических реакциях или переходит на психосоматический уровень. Апатия, депрессия, явления раздражительной слабости, капризность – все это только начало последствий высоких нагрузок.

Как же предупредить или предотвратить такие ситуации? Прежде всего, не требуйте от ребенка больше, чем он может. Хвалите его не только за достигнутый результат, но и за усилия, приложенные там, где результат оказался ниже ваших ожиданий. В случае, если вы видите, что организм ребенка не восстанавливается и в его поведении появились тревожные признаки, лучше немного снизить нагрузку. Либо уменьшить количество тренировок, либо на тренировках ослабить нагрузку. Если вы видите, что ребенок сильно устал – дайте ему возможность отдохнуть. Небольшой перерыв 10-15 дней только пойдет ему на пользу. За это время организм восстановится и войдет в стадию суперкомпенсации. Именно на этой стадии организм после очередной стрессовой нагрузки начинает увеличивать свои двигательные качества сверх обычного уровня. В этом случае, вернувшись к регулярным тренировкам, ребенок сможет показать более высокий результат. В случае, если по каким-то причинам ни то, ни другое невозможно, лучше вовремя обратиться к профессиональному психологу, который владеет техниками психофизиологической релаксации и энергетической подзарядки организма.

Любите своих детей и помните, что у тренера и у родителей могут быть разные цели. Не забывайте, что профессиональный спорт – это тяжелый физический труд с высокими психологическими нагрузками.

➊Психолог ➋Биоэнергопсихолог ➌Психосоматолог ➍Реабилитолог ➎Спортивный психолог ➏Контакты ☎ +38 (050) 10-333-45 ☎ +38 (067) 153-99-38