• slide_1.png
  • slide_2.png
  • slide_3.png

ИЕРУСАЛИМСКИЙ СИНДРОМ

Иерусалимский синдром развивается у тех туристов и паломников, чья хрупкая психика не выдерживает восторга и потрясения от встречи с Вечным Городом. Проявляется данное заболевание в том, что человек, проникнувшись святостью здешних мест, впадает в состояние сильной экзальтации. А иногда объявляет себя пророком, посланным на Землю с определенной миссией. И принимается демонстрировать соответствующее поведение…

В Иерусалимской психиатрической больнице «Кфар-Шауль» существует даже специальное отделение, куда регулярно доставляют пациентов с иерусалимским синдромом — жертв собственной впечатлительности — до шести десятков человек в год. Однако, в преддверии Миллениума, здесь был настоящий «аншлаг». Тогда госпитализировали по несколько новых Мессий в день, и мест для всех катастрофически не хватало.

Это при том, что речь идет лишь о туристах, отличившихся особо буйным поведением в общественных местах. Ведь тот, кто, вдруг осознав себя пророком, продолжает вести себя тихо и мирно, в вышеупомянутое лечебное заведение может и не попасть.

Самсон, раздирающий пасть льву

Среди пострадавших от «Иерусалимского синдрома» – турист из Америки, вообразивший, по приезде на Святую Землю, что он — библейский герой Самсон. Тот самый, который за свою сверхчеловеческую силу был прозван Неистовым. Это именно Самсон однажды разорвал пасть льву (кто был в Петергофе, наверняка помнит знаменитый фонтан, отображающий это драматическое событие). В другой раз он вырвал массивные городские ворота и долго с ними носился, пока не закинул их на вершину горы. А еще как-то раз Неистовый силач переколотил тысячу врагов, орудуя при этом ослиной челюстью – ничего более подходящего под рукой не оказалось.

Так вот. Возомнивший себя легендарным Самсоном американский турист тоже был очень силен. Решив немного поразмяться, а заодно «навести порядок» у Стены Плача, он принялся упорно и методично двигать тяжеленные каменные блоки, которые «неправильно» стояли.

Самопровозглашенного Самсона доставили в психиатрическую лечебницу, где он, кстати говоря, надолго не задержался: сумел вырваться и, разбив окно, выскочить на улицу. Потом, правда, все же был схвачен санитарами, благополучно излечен и отправлен на родину.

«Святой сапожник» и другие

Не прошла бесследно встреча с Иерусалимом и для обувщика из Германии. Кстати, его историю знакомства с Вечным Городом в своем романе «Вечерний звон» описывает Игорь Губерман.

Тот почтенный немец, едва ступив на Святую Землю, так впечатлился увиденным, что объявил себя «Святым сапожником», призванным стать великим пророком. Вскоре и он был препровожден в «Кфар-Шауль».

Еще одна жертва «Иерусалимского синдрома» – немолодая шведка, учительница и психолог по образованию, — о ней тоже упоминает Губерман в своей книге.

Войдя в Старый город через Яффские ворота, эта кроткая и спокойная с виду женщина внезапно остановилась, в ужасе замерев: на крыше одного из домов стоял и смотрел на нее не кто иной, как сам дьявол. Затем он стремительно переместился вниз и принялся входить в проходящих мимо людей. Между тем, пожилая шведская туристка ощутила невероятный прилив сил, почувствовала в себе готовность вступить в рукопашную схватку с сатаной. Недолго думая, она набросилась с кулаками на полицейского, в обличии которого, как ей показалось, и пребывал в ту минуту нечистый.

Стены Иерусалимской психиатрической больницы видели «Иоанна-крестителя», «Деву Марию», «пророков Даниэля и Элиягу» и многих других выдающихся личностей. В числе прочих — «Царь Давид» из Калифорнии. Он в Израиле уже не первый год. Приехал в составе туристической группы, да так тут и остался. С тех пор этого одетого в белую тогу и позолоченную корону человека ежедневно можно наблюдать на улицах Иерусалима, где он проповедует и поет псалмы.

Группа риска

У большей части жертв данного синдрома те или иные отклонения в психике наблюдались и до приезда в Иерусалим. Таких людей, по данным медиков «Кфар-Шауль», опубликованным в British Journal of Psychiatry в 2000 году, – 85-90%. И лишь 10-15% составляют те, кто ранее никогда не обращался за психиатрической помощью.

Как правило, симптомы «иерусалимского синдрома» демонстрируют люди верующие, те, для кого встреча с городом, хранящим память о событиях Ветхого и Нового завета, была долгожданной и очень значимой. Ситуация усугубляется, если путешественник к тому же — человек чересчур эмоциональный и впечатлительный.

Реализовав свою мечту, приобщившись к реликвиям Святой Земли, такой турист вполне может впасть в религиозный экстаз.

Если паломники приезжают в Израиль в составе многочисленной группы, то «заболев» Иерусалимом, они стремятся уединиться, «отколоться» от коллектива. Другие типичные признаки религиозной одержимости — бессонница и потеря аппетита. Кроме того, многие начинают совершать ритуальные омовения, переодеваются в особые одежды (чаще всего заворачиваются в позаимствованные из отеля простыни) и отправляются проповедовать.

Обычно такое состояние не длится долго. Когда через несколько дней человек приходит в себя, он зачастую не помнит ничего из того, что с ним происходило. Он смущен, удивлен и не желает обсуждать то, что он вытворял, будучи «пророком».

А вообще, «Иерусалимский синдром», в той или иной степени поражает всех, кто оказался в этом великом городе. Конечно, далеко не каждый, его посетивший, пойдет по древним улицам петь псалмы, завернувшись в казенную белую простынку. Таких людей единицы. Но трепет, волнение и приток благодатных сил оттого, что Библия начинает оживать на его глазах, испытывает, пожалуй, каждый.

Побывать в Израиле и не «подхватить» «Иерусалимский синдром» — вряд ли такое возможно. Все дело лишь в степени заболевания.

 

http://digest.subscribe.ru/woman/psychology/n441624555.html