Большая часть спортивной победы – это психология!
Предлагаемая методика психоэнергетической диагностики и коррекции дает возможность повысить способности спортсмена за счет ноу-хау – работы с бессознательным.
В современном спорте очень важно использовать психологию. Это дает большое преимущество над другими! При помощи психотехник можно окунуться в прошлое и встретиться лицом к лицу с теми причинами, которые блокировали успешность, как в спорте, так и в обычной жизни. Узнать, как другие люди могут воздействовать на твое подсознание и энергетику и тем самым понижать твою уверенность в себе и способность улучшать спортивные достижения.
Очень интересно знать и проверить, что мысль действительно материальна, и что ею можно управлять и создавать желаемые результаты. Незнание таких элементарных вещей мешает достижению высоких спортивных результатов.
Почему тренер не может заменить психолога?
В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник и лидер. И, так уж сложилось, что у нас в стране тренеру, кроме прямых профессиональных обязанностей, приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и, естественно, психолога. Но, к сожалению, нельзя объять необъятное, и серьезные психологические проблемы может решить только специалист-психолог. Ведь в случае с психологией существуют дополнительные "подводные камни". Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в ИФК или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, а неопытное применение психотехник может привести к негативным последствиям. Кроме того, далеко не каждый психолог, а уж тем более тренер владеет навыками альтернативных психо-технологий!
Одна же из главных причин, почему тренер не может полностью заменить психолога, заключается в той роли, какую тренер играет в жизни спортсмена, особенно при наличии конкуренции. Психика спортсмена, на ответственных этапах подготовки и выступлений на соревнованиях, обладает повышенной чувствительностью, так как человек практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкуренция в спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и другие, социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности.
Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте, специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые позволят конструктивно воздействовать на его психику. Психологи хорошо знают, насколько тонкой и уязвимой бывает нить, связывающая его с клиентом, как осторожно нужно строить психотерапевтические взаимоотношения, когда нет мелочей, и любой необдуманный жест или слово может разрушить то, что долго и кропотливо создавалось.
Но, главное – это то, что, при подготовке спортсменов высокого класса, тренеры также получают огромную психологическую нагрузку, несут энергетические потери. Ведь спорт на современном этапе – это хорошо или плохо налаженный бизнес. Точно также психологические проблемы тренера: потеря энергии, выгорание - отражаются на эффективности его работы с командой. И присутствие психолога имеет такое же значение, как присутствие спортивного врача, а может еще более важное. Ни один бизнес-проект сейчас не стартует без психолога. Ни один политик не обходится без «бабки».
Что может спортивный психолог?
Спортивный психолог может все! Любая задача человеческой деятельности, в том числе и в спорте, содержит психологический компонент, а именно, психолог знает, как сделать работу психики более эффективной, повысить энергетический запас организма и получить максимально высокий результат при наименьших затратах.
Чем может помочь психолог в подготовке конкретного спортсмена в конкретном виде спорта?
Отвечая на этот вопрос, попробуем перечислить и охарактеризовать наиболее типичные направления деятельности спортивного психолога:
1. Спортивная профориентация (психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта). Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств - это задача психологического отбора и спортивной профориентации. Для этого существуют специальные психодиагностические тесты.
2. Диагностика и развитие качеств и состояний, необходимых для успешных результатов соревнований. Когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень близком уровне, решающим фактором для победы в соревнованиях становится психологическая готовность. Есть методики радикально повышающие ее.
3. Взаимодействие в команде (сплоченность, внимание, готовность к взаимопомощи, позитивность и др.). Очень часто отсутствие психологической совместимости между членами одной команды приводит к невозможности достижения требуемого результата. Хороший психолог легко устранит этот недостаток.
4. Психологическая подготовка к соревнованиям (снятие фобий, повышение мотивации, настройка на успех, вера в себя). Порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спортивного психолога. Психолог может также повысить мотивацию спортсмена в достижении высоких результатов.
5. Разработка победной стратегии для спортсмена, команды во время соревнований, психомоторная тренировка. История спорта знает немало примеров, когда вовремя сказанное слово, пауза, жест и т.п. решали судьбу упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название - секундирование, которое пришло из дуэльного прошлого. Поэтому спортивный психолог - это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью тренера или товарищей по команде оказать большое и решающее воздействие на психику спортсмена. Мягко, но эффективно воздействовать на его подсознание.
6. Разрешение различных кризисных ситуаций. В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревновании, дисквалификацией, травмой, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.
7. Постсоревновательная реабилитация, релаксация и равновесие сил. После окончания соревнований психолог может предложить спортсмену и тренеру реабилитационную технологию, которая поможет в короткие сроки восстановить прежнюю форму и улучшить психологический настрой.
Особенности психологической работы:
Нередко психолога приглашают разрешить в сжатые сроки ситуацию, которая "созревала" давно. Но так уж устроена наша психика, что для разрешения большинства проблем требуется регулярное воздействие в течение определенного промежутка времени, порой достаточно продолжительного. Психолог не хирург - невозможно мгновенно удалить страх перед соперником (упражнением, травмой и т.п.) или сформировать уверенность в победе на соревнованиях, это задачи психологической подготовки всего тренировочного процесса, а не настройки на выступление. Однако такие задачи легко решаются с помощью биоэнергетики, методом устранения энергетических блоков.
В повседневной жизни, когда человек приходит к психологу, он обычно хочет изменений и старательно выполняет рекомендации специалиста. В спорте ситуация несколько иная - как правило, тренер приглашает психолога, чтобы тот воздействовал на спортсмена, который, возможно, не очень склонен к выполнению дополнительной работы. Биоэнергетическая психокоррекция дает возможность такого воздействия без активного участия самого спортсмена. При этом спортсмен может получать в этот момент сеанс релаксации и восстанавливать свои силы для дальнейших достижений.
Среди возможных причин неэффективности работы психолога со спортсменами можно назвать: увлечение анализом и планированием психологической подготовки в ущерб серьезному занятию практикой; использование стандартных методов воздействия на сознание и избегание новейших и альтернативных психо-технологий, воздействующих на подсознание спортсмена; неадаптированность методик к конкретному контингенту спортсменов; непонимание психологом внутренней сущности конкретного вида спорта. Но чаще всего причина неэффективной работы психолога со спортсменом заключается в личности самого психолога, непонимании им главенствующей роли тренера и не соблюдении субординации.
Эффективность подготовки спортсмена определяется его выступлением на соревнованиях, но даже самая совершенная подготовка не гарантирует победы. Именно непредсказуемость результатов и делает спортивные состязания всегда интересными как зрелище, поэтому поиски новых методов подготовки, тактики и стратегии соревновательного поведения, творческие находки и неудачи - это удел всех участников тренировочного процесса, в том числе и спортивного психолога.
Спортивная психология, как и многое другое в спорте, держится за счет здорового фанатизма, внимания к проблемам спортсмена и готовности их решать, искреннего желания видеть представителей своей команды среди победителей различных соревнований. Ведь лучшие спортивные психологи - это спортсмены или тренеры, которые глубоко знают и спорт, и психологию.
А ведь спорт, особенно спорт высших достижений, это очень специфичная область человеческой деятельности, и спортивная психология, естественно, тоже. Многие задачи профессиональной деятельности и способы их решения у спортивных и социальных психологов одинаковы.
Результаты психологической работы с тренерами и спортсменами
В результате работы повышается способность тренеров легко усваивать новую информацию, что отражается в повышении профессионализма и компетентности, а у спортсменов соответственно в интересе к тренировочному процессу. Улучшается способность тренеров обучать, передавать и доносить тренировочные задачи до спортсменов, что приводит к повышению взаимопонимания и улучшению результативности от тренировочного процесса.
Вся команда становится более организованной, коммуникабельной и управляемой. Повышается общий эмоциональный и психологический тонус, растут показатели модальных характеристик. У спортсменов повышаются результаты по тестам специальной физической и общей физической подготовки.
Тренерами выдвигается много новых идей по внедрению новых форм проведения тренировочного процесса, начинается активный поиск эффективных средств и методов повышения уровня функциональной подготовленности и психологической устойчивости спортсмена.